Фасциолёз жвачных

12.06.2015

Фасциолёз — широко распространённое во всех странах печёночно-глистное заболевание, от которого особенно сильно страдают овцы, козы и крупный рогатый скот; сравнительно реже им поражаются другие млекопитающие: верблюды, лошади, свиньи, олени и различные грызуны. Иногда это заболевание встречается и у человека.
Этиология. Возбудителями фасциолёза на территории России являются сосальщики из семейства Fasciolidae — фасциола обыкновенная (Fasciola hepatica) и фасциола гигантская (Fasciola gigantica); вторая отличается от первой лишь большими размерами и формой тела. По внутренней структуре оба вида мало разнятся друг от друга.
Признаки паразита. Тело F. hepatica 20—30 мм длиной при ширине 8—12 мм.
Кутикула вооружена шипиками, в передней части паразита более мелкого размера, чем в задней. Хвостовой колец паразита имеет гладкую кутикулу. Передняя часть тела образует особого рода выступ, где сосредоточены обе сближенные друг с другом присоски; здесь же расположены: начальный участок кишечных стволов с боковыми ответвлениями, половая бурса и половые отверстия. Диаметр ротовой присоски 1 мм, брюшной — 1,5—1,6 мм.

Фасциолёз жвачных

Боковые поля паразита заняты густо усеянными гроздьями желточников, простирающимися до заднего конца тела. В последней четверти длины тела правые и левые гроздья отделены друг от друга светлой полоской, соответствующей расположению выделительного (экскреторного) капала. На границе первой и второй трети длины тела заметим желточные протоки, пересекающие тело паразита в поперечном направлении, формирующие на срединной линии тела небольшое расширение — желточный резервуар.
Поперечные желточные протоки делят среднее поле паразита на переднюю и заднюю часть. В задней части расположены один позади другого сложно разветвлённые семенники, от каждого из них отходит по выделительному протоку, выносящему продукты жизнедеятельности мужских желез в концевые отделы половой системы — половую бурсу.
В передней части среднего поля паразита преобладает матка, образующая своими довольно мощными петлями запутанный клубок, по форме напоминающий розетку. Позади матки ясно заметен яичник, имеющий также ветвистую форму, напоминающую мощно разветвлённый олений рог.
В промежутке между развилком кишечника и центром брюшной присоски располагается овальная половая бурса, из отверстия которой высовывается дугообразно искривлённый циррус (мужской член). Ко дну половой бурсы справа и слева от срединной линии тянутся от семенников выделительные протоки, а возле желточного резервуара локализуется тельце Мелиса. Петли матки наполнены яйцами овальной формы с буровато-жёлтой оболочкой и с крышечкой на одном из полюсов. Размеры яиц: длина 0,130—0,149 мм и ширина 0,070—0,090 мм.
Фасциолёз жвачных

Цикл развития. Дефинитивные хозяева — многочисленные домашние млекопитающие (овца, крупный рогатый скот, свинья, коза, лошадь, осёл, верблюд, олень), грызуны (заяц, кролик, бобёр, нутрия, белка, морская свинка) и человек; промежуточный хозяин (для Европы) — пресноводный моллюск малый прудовик (Limnaea truncatula). Он представляет собой улитку со спиралевидной раковиной высотой до 10—12 мм. Раковина малого прудовика составлена из четырёх завитков, высота которых по направлению к верхушке уменьшается.
Локализуются фасциолы в жёлчных ходах печени, реже — в цистах лёгких дефинитивных хозяев.
Яйца фасциолы выделяются из печени с жёлчью в кишечный канал дефинитивного хозяина, а оттуда вместе с его фекалиями извергаются наружу. В яйцах, попадающих в какой-либо пресноводный бассейн (лужица, канава, пруд, речка и др.), развиваются мирациди и, которые при благоприятной температуре через несколько (4—6) недель вылупляются из яйца и, будучи покрыты ресничками, начинают свободно плавать в воде в поисках промежуточного хозяина. В воде мирацидии способны сохраняться не более трёх суток.
Фасциолёз жвачных

Встретив в воде промежуточного хозяина — улитку малого прудовика, мирацидий фасциолы активно внедряется во внутренние органы этого моллюска (главным образом в печень) и превращается здесь в следующую личиночную стадию — спороцисту. Спороциста способна бесполым путём развивать в своём теле новое поколение многочисленных редий, а последние — либо дочерних родий, либо по нескольку десятков церкариев,
характеризующихся удлинённо-овальным телом, снабжённым длинным упругим хвостом.
Церкарии покидают тело редий, затем выходят из организма моллюска в воду и начинают плавать в ней, передвигаясь посредством колебаний своего упругого хвоста. Через некоторое время хвост у церкария отпадает, кожные железы начинают выделять секрет, облекающий тело церкария. Так формируется оболочка — циста, которой окружается церкарий; он прикрепляется к какому-либо предмету, плавающему в воде (соломинка, водоросль, водяное растение), или держится на воде в свободном состоянии.
Инцистированный церкарий называется адолескарием. В воде адолескарий остаётся на поверхности водяного бассейна либо падает на дно. Попав вместе с питьевой водой или зелёным кормом в пищеварительный тракт дефинитивных хозяев, адолескарий сбрасывает цисту, проникает в жёлчные ходы печени, где через 5—6 недель развивается в половозрелую форму.
В жёлчные ходы печени фасциолы чаще всего проникают по кровяному руслу через воротную вену, гематогенным же путём они иногда попадают в лёгкие.
Патогенез и патолого-анатомические изменения. Паразиты, вселившиеся в жёлчные ходы печени, вызывают там воспалительные явления, которые являются следствием, во-первых, механического воздействия со стороны паразитов, во-вторых, химического раздражения и, в-третьих, занесения микробной флоры.
Механическое раздражение стенок жёлчных ходов обусловливается главным образом травматическим действием шипов, покрывающих кутикулу паразита. Кроме того, последний, продвигаясь по мелким жёлчным ходам, разрывает их стенки, разрушает печёночные клетки и кровеносные капилляры и вызывает таким образом кровотечения. Закупоривая жёлчные протоки, паразиты являются причиной застоя жёлчи. Более крупные жёлчные ходы оказываются при этом сильно расширенными, их стенки значительно утолщёнными, твёрдыми, а внутренняя поверхность их обычно шероховатой вследствие отложения на ней солей фосфорнокислой извести и фосфорнокислой магнезии. Особенно часто соли извести откладываются в стенках я:ёлчных ходов печени крупного рогатого скота.
Химическое (токсическое) действие зависит прежде всего от выделяемых паразитом ядовитых веществ, действующих раздражающим и лизирующим (растворяющим) образом на стенку жёлчных ходов, затем на печёночную ткань и проявляющих при всасывании лизирующее действие на эритроциты и на эндотелий кровеносных капилляров.
Занесение микробной флоры трематодами в жёлчные ходы печени из кишечника является третьим моментом патогенного действия паразитов на печень. Распад застойной жёлчи под влиянием жизнедеятельности бактерий, с одной стороны, выделение продуктов обмена самих бактерий — с другой, ещё усугубляют интоксикацию при фасциолёзе.
В результате одновременного действия всех указанных факторов при фасциолёзе развивается хронический катар жёлчных протоков, интерстициальный гепатит и, наконец, цирроз печени.
Клиническая картина. Из домашних животных страдают от фасциолёза главным образом овцы, затем крупный рогатый скот и козы; особенно губительно это заболевание для молодняка. Инвазия происходит чаще всего в поздние летние месяцы и осенью, вплоть до наступления морозов. Вначале отсутствуют какие-либо симптомы заболевания. Минимумом скрытого периода болезни приходится считать 5—6 педель.
Фасциолёз жвачных

У овец болезнь проявляется следующим образом. Животные быстро худеют, легко устают; слизистые оболочки у них становятся бледными, шерсть сухой, без блеска и легко выпадает, в особенности на боковых стенках груди; замечается отёчность в области век, подбородка, груди и живота. Вскоре к этим симптомам присоединяются гастрические расстройства, чувствительность печени к давлению и увеличение печёночной тупости. Аппетит животных страдает, наблюдается чередование поноса и запора. Животные становятся всё более вялыми, отстают от стада: температура даёт большие скачки. Наконец, начинаются явления застоя — водянка, бронхит; в конъюнктивальных мешках накопляется слизистый секрет. При возрастающей гидремической кахексии может наступить смерть.
У крупного рогатого скота болезненные явления возникают значительно позже и бывают выражены большей частью слабее, смертельный исход бывает реже.
У лошадей клинически выраженный фасциолёз наблюдается редко; отмечаются следующие симптомы: исхудание, понос, отёчность кожи и желтуха.
Иногда фасциолёз встречается у диких животных — оленей, лосей, зайцев.
Диагноз. Пo одной лишь клинической картине по всегда можно поставить точный диагноз, так как симптомы, наблюдаемые при фасциолёзе, но являются достаточно специфическими. При подозрении на фасциолёз диагноз должен быть подтверждён исследованием испражнений больных животных (в них должны обнаруживаться яйца фасциол) и диагностическими вскрытиями. Для обнаружения яиц фасциол берут небольшие порции фекалий в чашку Петри, тщательно размешивают их с водой до получения равномерной кашицы, дают постоять некоторое время, пока частицы фекалий, а с ними и яйца не осядут на дно. Затем верхний слой сливают, а осадок ещё раз размешивают с водой и вновь дают отстояться. Эту манипуляцию проделывают до тех пор, пока верхний слой не станет прозрачным. После этого осадок рассматривают под микроскопом при малом увеличении. При фасциолёзе обнаруживают яйца фасциол.
Лечение сравнительно хорошо изучено в отношении овец и крупного рогатого скота.
Лечение овец. Хорошие результаты даёт четырёххлористый углерод; дозы: овцам до 1 года — 1 мл, старшего возраста — 2 мл. Четырёххлористый углерод дают в капсулах, вводят посредством желудочного зонда: или же инъицируют в рубец. Обычно уже через 3 дня после лечения в печени не оказывается живых фасциол.
Иногда отмечается некоторое переболевание подвергнутых лечению овец: повышение температуры, вялость, утрата аппетита. Явления отравления усиливаются при применении препарата после предшествующего голодания. Наиболее истощённые овцы иногда гибнут после лечебного вмешательства; поэтому истощённых животных приходится лечить осторожно, давая им меньшие дозы или разбив дозу на несколько приёмов. С другой стороны, неоднократно отмечалось, что наряду с истощёнными овцами погибают после лечения четырёххлористым углеродом и наиболее упитанные. В среднем в различных стадах и в разное время года отход бывает от 0,3 до 1,5%. Осенью овцы переносят четырёххлористый углерод легче; весной, наоборот, он переносится хуже, со значительными переболеваниями и большим отходом.
В последние годы экспериментально доказано, что по отношению к фасциолёзу овец и коз обладает эффективностью (несколько меньшей, чем четырёххлористый углерод) и гексахлорэтан, применяемый в дозах 0,2 на 1 кг живого веса, т. е. по 8,0—10,0 на взрослую овцу.
Гексахлорэтан представляет собой белое кристаллическое вещество без вкуса, с резким запахом камфоры, нерастворимое в воде, но растворимое в спирте, эфире, бензоле и четырёххлористом углероде. Гексахлорэтан обладает большей гигроскопичностью и летучестью, поэтому его нужно хранить в стеклянной посуде с притёртой пробкой. Этот препарат применяется в кристаллическом виде: его насыпают из бумажного лоточка па язык животного.
После дегельминтизации наблюдается быстрое улучшение общего состояния овец.
Лечение крупного рогатого скота производится только гексахлорэтаном, так как четырёххлористый углерод для него ядовит. Крупному рогатому скоту назначают гексахлорэтан в дозе 0,2 на 1 кг живого веса, т. е. средняя доза гексахлорэтана на взрослую голову составляет обычно 50,0—80,0, а для телят-годовикоп—10,0—15,0. Животным с явно клиническими признаками фасциолёза, а также истощённым по другим причинам гексахлорэтан следует давать дробными порциями — в два приёма но 0,1 г на 1 кг живого веса с двух-трёхдиевными промежутками. В хозяйствах, сильно поражённых фасциолёзом, необходимо повторное применение препарата через 10—20 дней.
После введения гексахлорэтана иногда у животных наблюдаются явления тимпании; чтобы предотвратить последнюю, исключают из кормового рациона за сутки до лечения и в течение 3—4 дней после него концентраты и другие легко бродящие, богатые белками корма.
Следует иметь в виду, что со второго дня после применения гексахлорэтана удой молока может снизиться па 10—60%; обычно нa 4—5-й дет. лактация опять восстанавливается и достигает первоначального размера, а иногда и превышает его на 50 и более процентов.
Можно применять гексахлорэтан и в виде эмульсии из особого сорта глины — бентонита. Последний в больших количествах имеется и в России. Эмульсии гексахлорэтаи-бентонита обладают более высокой терапевтической эффективностью и удобны для применения. Приготовляются они следующим образом. 90% гексахлорэтана очень мелко растирается в ступке с 10% сухого (порошком) бентонита. Затем в эту смесь добавляется вода из расчёта 497,0 сухой смеси гексахлорэтан-бентонита на 710 мл воды. Образуется около 900 мл эмульсии, если берутся указанные количества воды и смеси гексахлорэтан-бентонита. Дозируется эмульсия овцам но 30 мл на приём.
Имеются указания, что эта эмульсия эффективна также при лечении дикроцелиоза, однако эти указания требуют ещё проверки.
Меры борьбы. Чтобы предотвратить возможность заглатывания адолескариев дефинитивными хозяевами с травой (как со свежей, так и с сеном) или с водой, необходимо:
а) не пасти животных в неблагополучных по фасциолёзу районах па болотистых пастбищах;
б) не использовать под водопои пруды, озёра, болота, лужи, канавы и всякие мелкие водоёмы со стоячей водой; поение животных должно производиться только доброкачественной водой, лучше всего колодезной;
в) не воздвигать летних тырл, баз, кошар на низких заболоченных местах, а также на берегу открытых водоёмов;
г) скашивать траву на болотистых лугах значительно выше нормы, чтобы большая часть адолескариев, прикрепляющихся к прикорневым участкам стебля, осталась на корню.
Дегельминтизация. Основными носителями фасциол являются их многочисленные дефинитивные хозяева. В связи с этим одной из самых главных и рациональных мер является уничтожение фасциол в организме заражённого животного, постоянного носителя и распространителя инвазии. Для этого прибегают к дегельминтизации животных и внешней среды. Дегельминтизацию животных необходимо проводить по возможности одновременно среди всех животных данного хозяйства или стада.
В неблагополучных по фасциолёзу овцеводческих хозяйствах проводят в течение двух лет плановую дегельминтизацию овец и коз три раза в год в следующие сроки: первую — в январе — феврале, вторую — через 2 1/2 месяца после выгона на пастбище (преимагинальная) и третью — через 2 1/2 месяца после предыдущей (преимагинальная).
В районах, где животные круглый год пасутся на пастбище, следует проводить плановую дегельминтизацию овец и коз в неблагополучных по фасциолёзу хозяйствах 3—4 раза в год, в зависимости от метеорологических и других условий. Крупный рогатый скот подвергают в неблагополучных по фасциолёзу хозяйствах в течение двух лет плановым дегельминтизациям два раза в год: весной, перед выгоном на пастбище, и осенью, после постановки на стойловое содержание.
При появлении фасциолёза в хозяйствах, ранее благополучных по этому заболеванию, следует применять дегельминтизацию независимо от времени года.
Дегельминтизацию необходимо проводить в помещениях (камерах, скотных дворах) или на специально выделенных ровных сухих местах, вдали от водопоев, где животных следует выдержать в течение 6 дней. Экскременты, выделенные животными в течение 5—7 дней после лечения, нельзя никуда вывозить; их следует обезвредить на месте методом так называемой биотермической дезинвазии.
Обезвреживание навоза. В хозяйствах, неблагополучных по фасциолёзу, необходимо следить за тем, чтобы навоз не употреблялся для агротехнических целей без предварительной санитарно-гельминтологической обработки (биотермической дегельминтизации). Последняя заключается в том, что навоз свозят в специальные навозохранилища, где и подвергают обеззараживанию.
Навозохранилища должны быть организованы во всех животноводческих хозяйствах, в том числе и в овцеводческих. Навоз (пишется одним из основных источников распространения инвазий и инфекций. Под навозохранилища нужно отводить места, удалённые от дорог, прогонов, водопоев, тырл, базов, кошар и всех других мест, в которые могут заходить животные. Площадка, отводимая под навозохранилища, должна быть ровной, без стоков, самая площадь—достаточной для размещения на ней всего навоза, собираемого за осень и зиму. Подвергать навоз-кизяк просушке необходимо также на территории навозохранилища, которую лучше всего окопать канавой или опахать (плугом) глубокой бороздой.
Навоз, свозимый в навозохранилища, необходимо складывать в плотные кучи размером не менее 1 м3. Сверху и с боков такую кучу необходимо покрыть слоем соломы, а затем положить сверху слой земли в 20—30 см. Сложенную таким образом кучу оставляют лежать не менее 3 недель. После этого срока навоз может итти на просушку, выделку кизяка и для других хозяйственных целей. В сложенных и закрытых кучах свежий навоз за 3 недели прогревается до 70°; эта температура убивает не только яйца фасциол, но также яйца и личинок других паразитических червей.
Обезвреживание фасциолезных органов. Учитывая, что с убойными животными, у которых печень заражена фасциолёзом, может разноситься заразное начало, необходимо организовать ветеринарно-санитарный надзор на бойнях и местах убоя животных так, чтобы фасциолёзные печени ни в коем случае по попадали в руки потребителя без предварительного обеззараживания. Легче всего уничтожить фасциолёзную инвазию путём проварки заражённых печеней в специальных котлax. Котлы для обеззараживания инвазионных конфискатов следует устанавливать на всех мелких убойных пунктах, поручив ветеринарно-санитарному надзору следить за тем, чтобы органы животных действительно подвергались термической дегельминтизации.
Воздействие на промежуточных хозяев-моллюсков должно быть направлено к их истреблению или, по крайней мере, к ограничению их развития.
Малый прудовик поселяется не в глубоких водных бассейнах, а живёт исключительно в мелких водоёмах, имеющих глубину от нескольких миллиметров до 10—20 см. Для жизни и развития малого прудовика необходимо ещё, чтобы пода не была затхлой или быстротекущей. Прудовики предпочитают илистое или глинистое дно. Любимыми водоёмами прудовика являются, таким образом, мелкие пруды, болота, ямы или канавы с застаивающейся водой, лужи, мочежинки, образованные просачивающейся подпочвенной водой, и т.п. Около различных водоёмов и мест водопоя нередко образуются лужи и ямки, следы от копыт и т. п., наполняющиеся водой; моллюски могут и здесь найти благоприятные условия для своей жизни. После высыхания водоёма улитки могут оставаться в живых ещё несколько недель и продолжать своё развитие при новом наполнении водой.
С целью уничтожения моллюсков можно рекомендовать ряд мероприятий.
1. Мелиорация. Самая радикальная мера — это осушение заболоченных мест, широкие мелиоративные работы. К сожалению, мера эта далеко не всегда может быть осуществлена, так что приходится довольствоваться более паллиативными средствами — частичной осушкой тех водоёмов, где установлены места гнездования малого прудовика.
2. Xимические меры борьбы. Пресноводные моллюски довольно чувствительны к действию ряда химических средств, особенно к медному купоросу, и погибают в весьма слабом (1:100 000—1:1 000 000) его растворе. В связи с этим рекомендуется широко применять медный купорос для массового истребления моллюсков. Некоторые авторы ставили опыты с воздействием па моллюсков известковой воды в растворе 0,5 : 1000; улитки погибали через 5 минут. Рекомендуют также в качестве меры истребления моллюсков осолонение пресноводных бассейнов поваренной солью.


Добавить комментарий
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: