Пироплазмоз лошадей

12.06.2015

Пироплазмоз лошадей встречается в средних частях России, в Сибири и в других местностях. В пределах поражённых зон имеются, наряду с неблагополучными территориями, пастбища, свободные от клещей, где заболевания отсутствуют.
Этиология. Возбудитель пироплазмоза лошадей — Piroplasma caballi — принадлежит к крупным паразитам и похож на возбудителя пироплазмоза крупного рогатого скота. В крови паразиты имеют кольцевидную, круглую, овальную, амёбовидную и грушевидную форму. Наиболее типичны двойные грушевидные паразиты. Величина Р. caballi колеблется в пределах от 1,5 (круглые формы) до 6 микронов (грушевидные паразиты).
Переносчиками пироплазмоза служат клещи рода Dermacentor (D. pictus, D. marginatus и др.), на юге России переносчиком является клещ Hyalomma marginatum.
Биология. Возбудитель передаётся трансовариальным путём. Голодные неинвазированные самки клеща заражаются, питаясь кровью лошадей-паразитоносителей. Возбудитель переходит от самки к её потомству — следующей генерации клещей (яйца, личинки, нимфы, имаго): заражают лошадей клещи (самки и самцы) половозрелой стадии.
Эпизоотология. Пироплазмоз — сезонное заболевание. В местностях, где распространены клещи Dermacentor, он протекает в виде двух неодинаковых по интенсивности вспышек — весенней и осенней. В средней полосе России заболевания начинаются во второй половине апреля; наибольшее число приходится на май, впервой половине июня количество заболеваний резко снижается (пироплазмоз называют в некоторых местах «весенней» или «майской» болезнью). В конце июня, весь июль и часть августа пироплазмоза, как правило, не наблюдается. Осенью (коней августа—сентябрь) бывают обычно отдельные случаи пироплазмоза, и заболевание редко принимает характер эпизоотии.
Сезонное появление, развитие пироплазмоза весной и осенью и отсутствие его в некоторые летние месяцы всецело зависят от образа жизни клеща-переносчика и способа переноса болезни.
Весной, когда земли освобождается от снега и появляется первая растительность, перезимовавшие клещи-переносчики становятся активными; они нападают на лошадей во время выгона на пастбище и заражают их пироплазмозом, Перезимовавшие половозрелые голодные клещи в начало июня теряют активность, поэтому в июле и части августа они на животных не паразитируют; зато время идёт развитие личинок и нимф. Последние стадии встречаются преимущественно па мелких диких животных (ежи, зайцы, полевые мыши и др.) и практического значения для заражения лошадей не имеют; поэтому пироплазмоз летом в средней полосе, как правило, отсутствует. Осенью появляются половозрелые клещи новой генерации, большинство которых на животных не нападает и зимует. Для D. pictus установлена двукратная зимовка: при этих условиях клещ нападает на лошадей примерно через двa года после своего появления. По этой причине пироплазмоз осенью обычно широко не распространяется, а ограничивается спорадическими случаями.
Описанная динамика заклещевения лошадей имагинальной стадией клеща Dermacentor, как и динамика пироплазмоза, зависит от географического положения неблагополучного пункта. Нa юге клещи начинают паразитировать на лошадях уже в марте. Начало и продолжительность заклещевения лошадей зависят также от метеорологических условий весеннего периода и могут не совпадать в различные годы. Кроме того, у разных видов клещей имеется некоторое различие в сезонах паразитирования; так, D. mаrginаtus, в отличие от D. pictus, этот сезон более длителен.
Местные лошади, если их ежегодно выпасают на заклещёванных заражённых пастбищах, болеют значительно меньше, чем приведённые из благополучных мест: после переболевания лошади обычно становятся невосприимчивыми к пироплазмозу. Однако многоратное переболеввние не всегда застраховывает от дальнейших заболеваний; наблюдаются случаи, когда лошадь болеет каждую весну 2 или 3 года подряд. Если невосприимчивая к пироплазмозу лошадь попадает в благополучную местность, она постепенно теряет иммунитет и через несколько лет может вновь заболеть пироплазмозом.
Клиническая картина. Скрытый период болезни, от момента поражения (при посредстве клещей) до появления первых заметных признаков заболевания, длится 10—15 дней, а иногда и больше. На заболевших лошадях нередко находят и клещей-переносчиков, однако переносчики паразитируют на лошади обычно не более 5—8 дней, и ко времени появления первых серьёзных признаков заболевания клещи могут на животном отсутствовать, так как к этому моменту они полностью насасываются крови и отпадают.
Первым признаком заболевания является повышение температуры тела. В это время лошадь не проявляет каких-либо других болезненных симптомов; если но измеряют систематически температуру, то начала заболевания часто не замечают. Лихорадка постоянного типа; снижения температуры в этот период обычно не бывает. Наблюдаются два варианта лихорадки — с одним пли двумя периодами высокой температуры, разделёнными ремиссией в 6—15 дней.
Через 2—3 дня после первого повышения температуры лошадь становится вялой и быстро устаёт в работе. По мере развития болезни животное теряет аппетит, становится сонливым, без участным к окружающему, стоит с опущенной головой и широко расставленными ногами. Дыхание учащённое и тяжёлое. Наблюдаются сильные толчки сердца, частый пульс. Нарушается работа кишечника; вначале испражнения бывают твёрдые, с примесью слизи, затем появляется понос. Лошадь быстро худеет. При проводке заметна неуверенная, шаткая походка. Иногда появляются отёки в области живота, конечностей и под грудью. Жерёбые матки абортируют.
Слизистая оболочка дёсен и конъюнктива вначале бледны, а потом приобретают жёлтую окраску (желтуха). При тяжёлом течении болезни может наблюдаться кровавая моча, окрашенный кровью кал, истечение из ноздрей. Такие лошади редко выживают. Число эритроцитов, заражённых паразитами, может достигнуть за время болезни 50%. Кровь претерпевает сильные изменения, число красных кровяных телец уменьшается вдвое или втрое.
Болезнь длится 7—12 дней и более. Полное восстановление сил животного наступает медленно.
Процент смертности от пироплазмоза, если по приняты меры предупреждения и лечения, может быть очень высоким. Работа на больных лошадях (например, в тех случаях, когда болезнь не была вo-время установлена) сильно ухудшает течение процесса и может способствовать повышению процента смертности, поэтому крайне важно возможно ранее освобождать от работы заболевших лошадей по указаниям ветеринарного персонала. Возраст значительно влияет на исход болезни: старые, истощённые лошади дают больший процент смертности по сравнению с молодыми.
Патолого-анатомические изменения. При вскрытии наблюдается желтушное окрашивание подкожной клетчатки. Сердце дряблое, цвета варёного мяса; на эндокарде и эпикарде находят точечные кровоизлияния. Селезёнка сильно увеличена, края её закруглены, ткань полнокровна, размягчена. Печень увеличенная, дряблая, глинистого цвета. Почки отёчные, с мелкими кровоизлияниями. Моча в мочевом пузыре красноватого цвета; на слизистой оболочке пузыря могут быть кровоизлияния. Кишки воспалены, иногда с кровоизлияниями в подслизистом слое.
Диагноз основывается на учёте эпизоотологических данных, клинической картины, микроскопического исследования крови и результатов химиотерапии. Знание специфических клещей-переносчиков, биологии стадии клещей, заражающей лошадей (сроки её появления, наибольшей численности и исчезновения и данной местности), сезонности заболевания, типа очага, состава конепоголовья (местные или привозные) весьма помогает врачу при диагнозе на пироплазмоз.
Учитывается совокупность клинических признаков (угнетённое состояние, лихорадка, желтуха и др.), свойственных этому заболеванию. Во всех случаях необходимо исследование крови дли обнаружения возбудителя. Если требуется, берут мазки повторно и исследуют их. Своевременное лечение специфическими препаратами обрывает кате температурную, так и паразитарную реакцию, значительно сокращает продолжительность болезни.
Диференциальный диагноз. Если пироплазмоз протекает при отсутствии сопутствующих заболеваний, при достаточно характерной для него клинической картине, то обычно нетрудно отграничить его от других заболеваний, за исключением oстpoй формы нутталлиоза, от которой он легко диференцируется путём исследования мазков крови.
Диагноз затрудняется в тех случаях первичного заболевании пироплазмозом, когда он возникает одновременно с хронической формой инфекционной анемии. При сочетании этих двух болезней может возникнуть обострение инфекционной анемии. Вначале у лошади наблюдается клиническая картина, характерная для пироплазмоза, что не вызывает у врача сомнений в правильности диагноза на это заболевание. В дальнейшем, при продолжающейся лихорадке, клиническая картина меняется и всё заметнее выступают признаки, характерные для инфекционной анемии: высокая лихорадка, отсутствие прежнего угнетения, появление аппетита, уменьшение желтушности слизистых оболочек, отсутствие паразитов в периферической крови. В ряде случаев может наступить смертельный исход, обусловленный резким обострением инфекционной анемии. Исследование мазков из внутренних органов от лошадей, павших при этих условиях, даёт, как правило, отрицательный результат.
При смешанном течении пироплазмоза и инфекционной анемии применение специфических средств не даёт полного эффекта: паразиты исчезают из периферической крови, однако лихорадка сохраняется и становится в ряде случаев ещё более выраженной, чем в предшествующий период, когда у лошади имелись признаки, характерные для пироплазмоза.
Лечение. Специфическим лечебным средством является краска трипанблау и аналогичный ему советский препарат трипансинь. Его и используют с большим успехом при лечении пироплазмоза. Своевременное применение препарата даёт возможность вылечить почти всех лошадей.
Вливание трипансини в виде 1% раствора краски па стерильном изотопическом растворе поваренной соли производится в яремную вену. Доза сухой краски 1,0—2,0 на голову; вливают 100—200 мл 1% раствора. Раствор краски перед употреблением фильтруют через бумагу или отстаивают (во избежание попадания в шприц нерастворённых частиц краски) и стерилизуют текучим паром 30 минут. Перед введением раствор должен иметь температуру тела. Внутрь и под кожу трипансинь не применяется. Если необходимо, то через сутки вливание повторяют. Вливание трипансини вызывает окрашивание в синий цвет тканей, которое сохраняется длительное время.
Трипансинь используется и в профилактических целях. Для предохранения от заболевания пироплазмозом препарат вводят лошадям, находившимся в одинаковых условиях заклещевения, через 6—7 дней после нападении клещей или при появлении первого точно установленного случая пироплазмоза. Большую пользу приносит часто практикуемое измерение температуры лошадей со дня их выпаса на неблагополучных пастбищах. Метод трипансинизации оказался весьма эффективным, особенно при правильном выборе даты введения препарата. Однократное введение препарата иногда недостаточно для предохранения лошадей на весь период паразитирования клещей; через 14—15 дней среди обработанных лошадей начинают появляться заболевания; в таких случаях вводят препарат повторно. В день введения трипансини лошадей освобождают от работы.
Кроме трипансини, применяются с успехом также флавакридин (тринафлавин) и пироплазмин (акаприн).
Флавакридин вводят внутривенно в 1% разведении на изотоническом растворе из расчёта 0,003—0,004 на 1 кг живого веса лошади. Первая доза (0,003) рекомендуется для лошадей, находящихся в тяжёлом состоянии. При необходимости вливание препарата повторяют через сутки после первого введения. Необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы введение было строго внутривенное, так как попадание препарата под кожу вызывает отёк с последующим некрозом ткани, в силу чего приходится прибегать к хирургическому лечению.
Пироплазмин применяют в дозе 0,0006 на 1 кг живого веса лошади, подкожно или внутримышечно, в 5% разведении на дестиллированной воде. Вслед за введением нередко возникают побочные явления: повторная дефекация, слюнотечение, мышечная дрожь, учащение пульса и дыхания, потоотделение, проходящие через 2—3 часа без заметных последствий. Необходимо точно придерживаться указанной дозы препарата. Каждой лошади препараты вводятся не более двух раз стерильными инструментами (шприцы, иглы, резиновые трубки и пр.).
Успех лечения зависит во многом от того, когда применены препараты; вливание в начале болезни обычно сопровождается выздоровлением. Чрезвычайно важно поэтому возможно раннее выделение больных, освобождение лошадей от работы и оказание ветеринарной помощи по возможности там, где заболела лошадь. Привод больных лошадей в лечебницу на дальнее расстояние сильно ухудшает течение болезни и снижает эффект лечения.
При лечении пироплазмоза необходимо применять и симптоматические средства: сердечные листья наперстянки, камфору, камфорное масло, кофеин; слабительные — глауберову или карлсбадскую соль и др.; рекомендуются также холодные клизмы.
Вылеченные лошади освобождаются от работы до полного восстановления сил и не менее чем на 20 дней. У лошадей, у которых не восстановилось нормальное состояние организма и которые были взяты в работу вскоре после лечения, может возникнуть весьма опасное обострение незакончившегося болезненного процесса с летальным исходом.


Добавить комментарий
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: