Типы повозок и их устройство

18.04.2015

Существуют повозки летние — колесные и зимние сани. Те и другие бывают грузовые, пассажирские и универсальные. Среди грузовых повозок различают средние — грузоподъемностю до 1,5 т и для больших грузов — грузоподъемностю свыше 1,5 т.
Обозы, составленные из повозок разных типов, по своему назначению делятся нa гражданские, военные, пожарные, санитарные и др.
По числу колес повозки бывают двухколесные и четырехколесные, но типу запряжки — одноконные, парные, троечные и многоконные (специального назначения, например для перевозки больших котлов, кабелей и т. п.); по мягкости хода различают повозки рессорные и без рессор, на деревянном и на железном ходу.
Всесоюзный комитет по стандартизации проводит работу по стандартизации повозок и их частей. Начиная с 1928 г., пересматриваются все существующие типы повозок, из них отбираются лучшие, удовлетворяющие требованиям потребителя, и утверждаются для производства.
Повозка должна удовлетворять следующим основным требованиям. Она должна быть: 1) легка на ходу; 2) достаточно прочна в соответствии с грузоподъемностью; 3) достаточно устойчива; 4) легко поворотлива; 5) иметь хорошую проходимость; 6) не в ущерб прочности иметь наименьший вес.
Качество повозки в значительной мере влияет на работоспособность лошади. По одной и той же дороге при одинаковом грузе повозки различных систем требуют различной величины тягового усилия для их передвижения.
При движении повозки возникают два вида трения: трение оси во втулках колес — трение скольжения и трение обода колеса о дорогу — трение качения. Величина трения оси во втулках колес зависит от формы оси; от материала, из которого изготовлены ось и втулка; от величины нагрузки; от рода смазки и способа ее применения (периодическая, непрерывная). Трение в начале движения больше, чем при установившемся движении.
Наиболее примитивными являются повозки на деревянном ходу. У этих повозок оси из твердых пород дерева — дуба, березы и т. п., ступицы колес также деревянные. В целях придания большей прочности осям и Ступицам колес и уменьшения величины трения их оковывают железными полосками.
В ступицах деревянного хода образуется наибольшее трение, примитивно сделанные оси не имеют правильной круглой формы, быстро изнашиваются, смазка плохо удерживается.
В дореволюционное время деревянный ход, зачастую неокованный, был уделом беднейшего и значительной части среднего крестьянства. Теперь в крупных социалистических хозяйствах — совхозах и колхозах, обладающих совершенными средствами производства, деревянный ход является редкостью.
Наши обозостроительные заводы изготовляют теперь повозки с точеными осями. Благодаря тщательной пригонке втулок, правильной трущейся поверхности, хорошо удерживается смазка, уменьшается коэффициент трепня.
Наиболее совершенными являются повозки с полупатентованными и патентованными концами осей.
Усовершенствование осей связано с применением шариковых подшипников. Шарикоподшипник у машин сокращает потери энергии от 0,06/0,003 до 0,06/0,001, т. е. в 20-60 раз по сравнению с обыкновенным подшипником.
Такое же преимущество, очевидно, имеют они и в повозках.
Колеса. Колеса являются одной из наиболее ответственных частей повозки. Они определяют прочность повозки и обусловливают легкость ее хода.
Колеса бывают цельноободовые и косяковые.
Толщина и ширина обода колес делается в соответствии с грузоподъемностью повозки.
Величина трения обода колес о дорогу зависит от характера дороги и от диаметра колеса. Колесо с меньшим диаметром при прохождении одного и того же расстояния сделает большее число оборотов, чем колесо с большим диаметром. Большее число оборотов вызовет большую величину трения во втулке.
По произведенным измерениям заднее колесо диаметром, равным 75 см, с совершенно гладкой поверхностью (доской) соприкасалось на протяжении 6 см; переднее же колесо диаметром 60 см — на протяжении 4,8 см. Следовательно, переднее колесо будет на 25% сильнее отзываться на все мелкие неровности дороги, что увеличит коэффициент трения.

Типы повозок и их устройство

Колея гужевых повозок сельскохозяйственного транспорта. Шириной колеи повозки считается расстояние между серединой ободьев ее хода, измеряемое на земле, при условии полного прилегания ступицы к стопорному кольцу. Для всех видов гужевых повозок сельскохозяйственного транспорта установлены следующие два размера ширины колеи: № 1—1 250 мм для пароконных и одноконных повозок, № 2—1 000 мм для одноконных и прицепных одноконных повозок.
Одноконный ход OX-1. Одноконный ход OX-1 служит главным образом для перевозки сельскохозяйственных грузов и состоит из передка и задка, соединенных посредством развода.
Конструктивными особенностями этого хода являются: а) наличие развода, при помощи которого передок и задок могут быть разведены на различное расстояние, а в случае необходимости и совсем отделены один от другого; б) наличие в передке поворотного круга с подгорцем, соединяющим развод с нижним концом шкворня и препятствующим выворачиванию передка; в) наличие в задке спиц, благодаря которым получается жесткое соединение задка с разводом.
Типы повозок и их устройство

Одноконный ход может быть обращен в пароконный снятием оглобель и постановкой вместо них дышла.
Кузов ОХ-1. Кузов служит для перевозки разных грузов как навалом, так и в упаковке.
Типы повозок и их устройство

Одноконный ход представляет чрезвычайно удобную повозку для сельскохозяйственного транспорта. Наличие кузова с плотными стенками позволяет им пользоваться для перевозки сыпучих грузов насыпью. При перевозке длинномерных грузов (например, лес, доски и т. п.) путем снятия кузова и удлинения хода его легко обратить в раскаты. Эту повозку можно приспособить для перевозки объемистого груза (непрессованное сено, солома и т. п.), сняв кузов и на место его поставив высокие решетки. В общем этот ход вполне отвечает требованиям универсальной сельскохозяйственной повозки.
Типы повозок и их устройство

Московский полок. Московский городской полок служит для перевозки больших грузов. Конструктивные его особенности: а) наличие рессор у переда и зада, б) наличие у переда поворотного круга большого диаметра (56 см), в) значительная ширина колеи переда и зада, придающая ему большую устойчивость (рис. 102).
Типы повозок и их устройство

Городской полок на резиновом ходу и шариковых подшипниках. В последние годы нашими обозостроительными заводами налажено массовое серийное производство усовершенствованного городского полка на резиновом ходу и шариковых подшипниках.
Типы повозок и их устройство

Наличие шариковых подшипников значительно снижает коэффициент трения и требует меньшего тягового усилия лошади, а резиновые пневматические шины придают полку бесшумность хода по городским мостовым. Благодаря малому скольжению резиновых шин на этом полке можно работать в городе и зимой. В условиях крупных городов это чрезвычайно важно, так как вследствие регулярной очистки улиц от снега часто лошадь, имеющая полную нагрузку на санях, попадает на совершенно чистую от снега мостовую и не может сдвинуть воз с места из-за громадного увеличения коэффициента трения.
Типы повозок и их устройство

В данный полок можно запрягать одну или пару лошадей; в первом случае с. помощью оглобель, во втором — дышла. Не-
достатком этого полка при запряжке одной лошади является большой его вес, значительно затрудняющий движение лошади, в особенности при подъеме в гору. Ввиду большого веса этого полка, большой его грузоподъемности и легкости на ходу при спуске с горы образуется чрезвычайно сильный накат, требующий большого усилия для сдерживания полка. Для этой цели полок имеет тормоз.
Помимо хорошей конструкции условием, обеспечивающим легкость повозки на ходу, является исправное ее содержание и своевременная смазка. Перед каждой запряжкой должны просматривать состояние осей, и и случае надобности смазывать специальной смазкой.
В полке с пневматическими резиновыми шинами необходимо следить за наличием в них достаточного количества воздуха, чтобы камера и шина не сдавали при полной нагрузке полка, так как в противном случае сильно увеличатся коэффициент трения и тяговое усилие.
В 1954 г. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке были показаны лучшие типы повозок и сбруи, выпускаемые нашими обозостроительными заводами и шорно-экипажными фабриками.
Широко распространена одноконная неразводная повозка ОПП-51. Грузоподъемность повозки рассчитана на 750 кг, ее вес 250 кг. Достоинством этого типа повозки является прочность и относительно небольшой вес. Она с успехом может быть использована как для перевозки грузов, так и для разъездов налегке.
Типы повозок и их устройство

На рисунке 104 представлен одноконный ход ОПР-51. Его грузоподъемность 750 кг. Вес с кузовом 264 кг, ширина колеи 1 000 мм.
Повозка этого типа рассчитана для перевозки различных видов груза. Наличие плотного объемистого кузова позволяет перевозить зерно и другие сыпучие грузы без тары. Для перевозки длинномерных грузов, таких, как круглый лес, доски и т. п., кузов снимают; колеса разводят.
Наличие сиденья в передней части кузова и подножки создает удобство для ездового.
В местах, где применяют одноконную запряжку без дуги, в дополнение к оглоблям делают валек, который крепят за переднюю подушку.
В таком случае оглобли служат для обеспечения прямолинейного движения повозки и ее поворотов. Тяговое же усилие лошади передается через постромки от хомута, которые пристегивают за валек.
Балашовский обозостроительны завод выпускает пароконные разводные повозки с кузовом ПХР-53, БК-53 ГОСТ 706-50. Грузоподъемность этой повозки вдвое больше, чем одноконной, она равна 1,5 T, ее вес с кузовом 370 кг, ширина колеи 1 250 мм.
Эта повозка также является универсальной, она удобна для перевозки сыпучих грузов без тары в кузове, для перевозки длинномерных грузов без кузова. Для перевозки объемистых грузов: непрессованного сена, соломы и т. п., вместо кузова ставят высокие решетки.
Типы повозок и их устройство

На рисунке 105 показан пароконный разводной ход без кузова, колеса этой повозки с металлическим ободом и ступицей.
Жуковский обозостроительный завод выпускает специализированную повозку — заправочную. Эта повозка представляет большое удобство для подвозки керосина и заправки тракторов в поле на месте работы (рис. 106).
Типы повозок и их устройство

Наряду с универсальными и грузовыми повозками наши обозостроительные заводы выпускают ряд типов легковых повозок. Весьма удобной повозкой для разъездов налегке в степных районах России является линейка.
На рисунке 107 показана линейка на рессорах и на резиновом ходу. Она особенно удобна для езды по шоссированным, асфальтированным дорогам. Наличие рессор в передней и задней части обеспечивает хорошую амортизацию: пневматические шины, способствуя лучшей амортизации, обеспечивают бесшумность движения.
Типы повозок и их устройство

В средней и северо-восточной части России для разъездов налегке широкое распространение имеет тарантас, который также бывает двух типов. Безрессорный тарантас — грузоподъемностью 300 кг, вес 260 кг, ширина колеи 1 080 мм хотя и нe имеет рессор, но амортизация в нем обеспечивается за счет деревянных дрог. В этот тарантас можно запрягать одну, две и три лошади. При парной и троечной запряжке справа и слева передней части тарантаса устраивают пристяжки, на которые цепляют вальки. Эти пристяжки находятся в подвижном состоянии, они могут выдвигаться в сторону при запряжке, а в случае ненадобности (при одноконной запряжке) убираться к кузову.
Второй тип тарантаса показан на рисунке 108. Он отличается от предыдущего тарантаса наличием в задней части рессор, что обеспечивает лучшую амортизацию при движении по неровной дороге.
Типы повозок и их устройство

В степных районах России распространена легковая пароконная бричка ЛБИ-52 (рис. 109). Грузоподъемность ее 300 кг, вес 270 кг, ширина колеи 1 000 мм. Наличие передних и задних рессор обеспечивает плавный мягкий ход. Передний козырек и крылья защищают от забрасывания песком и грязью при быстрой езде.
Типы повозок и их устройство

Наличие поворотного круга с большим диаметром обеспечивает устойчивость и хорошую поворотливость брички. Высокое кучерское сиденье создает хорошие условия для управления лошадьми и осмотра дороги. Мягкое заднее сиденье и спинка очень удобны для пассажиров, благодаря чему длительная езда в этой повозке не вызывает утомления.
В центральных областях России имеют распространение беговые дрожки (рис. 110), грузоподъемностью 180 кг, весом 180 кг. Их небольшой вес и легкость на ходу создают благоприятные условия для большей скорости движения, откуда они и получили название «беговые». Мягкая подушка (которая не
Типы повозок и их устройство

редко бывает пружинной) и наличие рессор обеспечивают хорошую амортизацию. Достоинством этого типа повозки, кроме того, является устойчивость на ходу, хорошая проходимое и. и поворотливость.
В дрожках очень удобно производить заездку и выездку молодых лошадей.
На рисунке 111 представлена легковая рессорная двуколка. Ее вес 140 кг, грузоподъемность 200 кг. Этот тип двуколки рассчитан на запряжку без дуги.
Типы повозок и их устройство