Новости
18.03.2024
18.03.2024
18.03.2024
|
Типы повозок и их устройство18.04.2015
Существуют повозки летние — колесные и зимние сани. Те и другие бывают грузовые, пассажирские и универсальные. Среди грузовых повозок различают средние — грузоподъемностю до 1,5 т и для больших грузов — грузоподъемностю свыше 1,5 т. Колея гужевых повозок сельскохозяйственного транспорта. Шириной колеи повозки считается расстояние между серединой ободьев ее хода, измеряемое на земле, при условии полного прилегания ступицы к стопорному кольцу. Для всех видов гужевых повозок сельскохозяйственного транспорта установлены следующие два размера ширины колеи: № 1—1 250 мм для пароконных и одноконных повозок, № 2—1 000 мм для одноконных и прицепных одноконных повозок. Одноконный ход OX-1. Одноконный ход OX-1 служит главным образом для перевозки сельскохозяйственных грузов и состоит из передка и задка, соединенных посредством развода. Конструктивными особенностями этого хода являются: а) наличие развода, при помощи которого передок и задок могут быть разведены на различное расстояние, а в случае необходимости и совсем отделены один от другого; б) наличие в передке поворотного круга с подгорцем, соединяющим развод с нижним концом шкворня и препятствующим выворачиванию передка; в) наличие в задке спиц, благодаря которым получается жесткое соединение задка с разводом. Одноконный ход может быть обращен в пароконный снятием оглобель и постановкой вместо них дышла. Кузов ОХ-1. Кузов служит для перевозки разных грузов как навалом, так и в упаковке. Одноконный ход представляет чрезвычайно удобную повозку для сельскохозяйственного транспорта. Наличие кузова с плотными стенками позволяет им пользоваться для перевозки сыпучих грузов насыпью. При перевозке длинномерных грузов (например, лес, доски и т. п.) путем снятия кузова и удлинения хода его легко обратить в раскаты. Эту повозку можно приспособить для перевозки объемистого груза (непрессованное сено, солома и т. п.), сняв кузов и на место его поставив высокие решетки. В общем этот ход вполне отвечает требованиям универсальной сельскохозяйственной повозки. Московский полок. Московский городской полок служит для перевозки больших грузов. Конструктивные его особенности: а) наличие рессор у переда и зада, б) наличие у переда поворотного круга большого диаметра (56 см), в) значительная ширина колеи переда и зада, придающая ему большую устойчивость (рис. 102). Городской полок на резиновом ходу и шариковых подшипниках. В последние годы нашими обозостроительными заводами налажено массовое серийное производство усовершенствованного городского полка на резиновом ходу и шариковых подшипниках. Наличие шариковых подшипников значительно снижает коэффициент трения и требует меньшего тягового усилия лошади, а резиновые пневматические шины придают полку бесшумность хода по городским мостовым. Благодаря малому скольжению резиновых шин на этом полке можно работать в городе и зимой. В условиях крупных городов это чрезвычайно важно, так как вследствие регулярной очистки улиц от снега часто лошадь, имеющая полную нагрузку на санях, попадает на совершенно чистую от снега мостовую и не может сдвинуть воз с места из-за громадного увеличения коэффициента трения. В данный полок можно запрягать одну или пару лошадей; в первом случае с. помощью оглобель, во втором — дышла. Не- достатком этого полка при запряжке одной лошади является большой его вес, значительно затрудняющий движение лошади, в особенности при подъеме в гору. Ввиду большого веса этого полка, большой его грузоподъемности и легкости на ходу при спуске с горы образуется чрезвычайно сильный накат, требующий большого усилия для сдерживания полка. Для этой цели полок имеет тормоз. Помимо хорошей конструкции условием, обеспечивающим легкость повозки на ходу, является исправное ее содержание и своевременная смазка. Перед каждой запряжкой должны просматривать состояние осей, и и случае надобности смазывать специальной смазкой. В полке с пневматическими резиновыми шинами необходимо следить за наличием в них достаточного количества воздуха, чтобы камера и шина не сдавали при полной нагрузке полка, так как в противном случае сильно увеличатся коэффициент трения и тяговое усилие. В 1954 г. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке были показаны лучшие типы повозок и сбруи, выпускаемые нашими обозостроительными заводами и шорно-экипажными фабриками. Широко распространена одноконная неразводная повозка ОПП-51. Грузоподъемность повозки рассчитана на 750 кг, ее вес 250 кг. Достоинством этого типа повозки является прочность и относительно небольшой вес. Она с успехом может быть использована как для перевозки грузов, так и для разъездов налегке. На рисунке 104 представлен одноконный ход ОПР-51. Его грузоподъемность 750 кг. Вес с кузовом 264 кг, ширина колеи 1 000 мм. Повозка этого типа рассчитана для перевозки различных видов груза. Наличие плотного объемистого кузова позволяет перевозить зерно и другие сыпучие грузы без тары. Для перевозки длинномерных грузов, таких, как круглый лес, доски и т. п., кузов снимают; колеса разводят. Наличие сиденья в передней части кузова и подножки создает удобство для ездового. В местах, где применяют одноконную запряжку без дуги, в дополнение к оглоблям делают валек, который крепят за переднюю подушку. В таком случае оглобли служат для обеспечения прямолинейного движения повозки и ее поворотов. Тяговое же усилие лошади передается через постромки от хомута, которые пристегивают за валек. Балашовский обозостроительны завод выпускает пароконные разводные повозки с кузовом ПХР-53, БК-53 ГОСТ 706-50. Грузоподъемность этой повозки вдвое больше, чем одноконной, она равна 1,5 T, ее вес с кузовом 370 кг, ширина колеи 1 250 мм. Эта повозка также является универсальной, она удобна для перевозки сыпучих грузов без тары в кузове, для перевозки длинномерных грузов без кузова. Для перевозки объемистых грузов: непрессованного сена, соломы и т. п., вместо кузова ставят высокие решетки. На рисунке 105 показан пароконный разводной ход без кузова, колеса этой повозки с металлическим ободом и ступицей. Жуковский обозостроительный завод выпускает специализированную повозку — заправочную. Эта повозка представляет большое удобство для подвозки керосина и заправки тракторов в поле на месте работы (рис. 106). Наряду с универсальными и грузовыми повозками наши обозостроительные заводы выпускают ряд типов легковых повозок. Весьма удобной повозкой для разъездов налегке в степных районах России является линейка. На рисунке 107 показана линейка на рессорах и на резиновом ходу. Она особенно удобна для езды по шоссированным, асфальтированным дорогам. Наличие рессор в передней и задней части обеспечивает хорошую амортизацию: пневматические шины, способствуя лучшей амортизации, обеспечивают бесшумность движения. В средней и северо-восточной части России для разъездов налегке широкое распространение имеет тарантас, который также бывает двух типов. Безрессорный тарантас — грузоподъемностью 300 кг, вес 260 кг, ширина колеи 1 080 мм хотя и нe имеет рессор, но амортизация в нем обеспечивается за счет деревянных дрог. В этот тарантас можно запрягать одну, две и три лошади. При парной и троечной запряжке справа и слева передней части тарантаса устраивают пристяжки, на которые цепляют вальки. Эти пристяжки находятся в подвижном состоянии, они могут выдвигаться в сторону при запряжке, а в случае ненадобности (при одноконной запряжке) убираться к кузову. Второй тип тарантаса показан на рисунке 108. Он отличается от предыдущего тарантаса наличием в задней части рессор, что обеспечивает лучшую амортизацию при движении по неровной дороге. В степных районах России распространена легковая пароконная бричка ЛБИ-52 (рис. 109). Грузоподъемность ее 300 кг, вес 270 кг, ширина колеи 1 000 мм. Наличие передних и задних рессор обеспечивает плавный мягкий ход. Передний козырек и крылья защищают от забрасывания песком и грязью при быстрой езде. Наличие поворотного круга с большим диаметром обеспечивает устойчивость и хорошую поворотливость брички. Высокое кучерское сиденье создает хорошие условия для управления лошадьми и осмотра дороги. Мягкое заднее сиденье и спинка очень удобны для пассажиров, благодаря чему длительная езда в этой повозке не вызывает утомления. В центральных областях России имеют распространение беговые дрожки (рис. 110), грузоподъемностью 180 кг, весом 180 кг. Их небольшой вес и легкость на ходу создают благоприятные условия для большей скорости движения, откуда они и получили название «беговые». Мягкая подушка (которая не редко бывает пружинной) и наличие рессор обеспечивают хорошую амортизацию. Достоинством этого типа повозки, кроме того, является устойчивость на ходу, хорошая проходимое и. и поворотливость. В дрожках очень удобно производить заездку и выездку молодых лошадей. На рисунке 111 представлена легковая рессорная двуколка. Ее вес 140 кг, грузоподъемность 200 кг. Этот тип двуколки рассчитан на запряжку без дуги.
|