Сбруя кавалерийской лошади

18.04.2015

В набор кавалерийской сбруи входят оголовье и седло со всеми его принадлежностями.
Оголовье состоит из: а) недоуздка с чумбуром и переносьем и б) трензельного удила и мундштука с двумя парами поводьев. Недоуздок состоит из суголовного, щечного, налобного и подбородного ремней, намордника с надчубником и чумбура. Трензельное удило имеет два усика, заканчивающиеся с противоположных концов двумя подвижными кольцами для прикрепления к ним поводьев. Мундштучное оголовье состоит из суголовного ремня, щечного ремня и мундштучных поводьев с мундштуком.

Сбруя кавалерийской лошади

Устройство и основные части седла: а) ленчик с сыромятным живцом, седельными подушечками и двумя пристругами; б) две подкладки под лавки ленчика; и) сиденье; г) два крыла; д) два путлища со стременами; е) две подпруги; ж) подперсья; з) потниковая крыша с двумя потниками; и) две пары переметных сум для заднего и переднего вьюка; к) десять вьючных ремней и принадлежности к седлу.
Строевое казачье седло. Конское снаряжение казачьего (степного) образца состоит из: уздечки, подперсья, пахвы и седла.
Особенностью всех среднеазиатских (очевидно, наиболее древних) седел является высокий деревянный ленчик (основа) с высокими передней и задней лукою и наличие мягкой подушки для сидения. Высокий и короткий ленчик обусловливает своеобразную посадку на этом седле — в полустоячем положении и облегчения во время езды. Главный упор при посадке в это седло приходится на стремена, ноги всадника находятся почти па одной прямой с корпусом.
Сбруя кавалерийской лошади

Скаковое седло. Скаковое седло бывает трех типов: скаковое, рабоче-скаковое и манежное. Различие этих седел определяется размером, весом и постановкой крыльев. У скаковых седел (рис. 99) крылья поставлены сильно вперед, чтобы всадник мог крепче держаться на лошади шенкелями при своеобразной жокейской посадке и очень коротких стременах. У рабоче-скаковых седел крылья менее поставлены вперед.
Сбруя кавалерийской лошади

Манежные седла — с прямыми или немного отклоненными вперед крыльями и длинными стременами; они способствуют глубокой посадке.
В скаковом седле, как и в кавалерийском, большое значение имеет устройство ленчика, его форма, развал лавок, высота подхольника, симметричность сторон и прочность оковки. Нижняя поверхность ленчика обтягивается бумазейной подушкой, набитой шерстью, а верхняя — свиной кожей. Подпруги — тесьмяные, одинарные или двойные пристегивают к двум гортам; третий сорт оставляют про запас.
Путлища могут быть двуслойные, комбинированные, состроченные из глянцевого верха толщиной в 2,5 мм и сыромятного низа — 2,25—2,5 мм.
Чтобы правильно и быстро пристегивать путлища, поверх дыр для шпенька ставят номерные цифры, одинаковые на правом и левом путлище. Войлочный потник должен соответствовать форме собранного седла с подушкой.
Вьючное седло. В условиях горных местностей в местах, не проходимых для повозок, грузы перевозят вьюком. Наиболее приспособленными для работы под вьюком являются мул и осел, но при необходимости лошадь также может нести вьюк весом примерно 100—120 кг под специально приспособленным седлом.
Основу вьючного седла составляет ленчик. Oн имеет две деревянные лавки, нижняя поверхность которых должна соответствовать форме соприкасающейся поверхности тела лошади. Лавки охватывают поверхность гораздо большую, чем обыкновенный ленчик, например кавалерийского седла. Это необходимо потому, что груз, располагаясь по бокам лошади, должен опираться на твердую основу седла. Чем ниже опущен груз, тем ниже центр тяжести, тем большую, следовательно, устойчивость получает лошадь. В горных местностях с узкими тропинками это чрезвычайно важно.
Деревянные лавки седла скрепляются с помощью передней и задней деревянных или железных лук.
Луки и полки должны быть настолько прочны, чтобы не допускать сжатия седла под боковым действием груза, иначе при значительном весе груза будет затруднено нормальное движение лошади.
Нижняя поверхность седла выстлана довольно толстой и мягкой подушкой, которая должна несколько выступать за пределы твердой основы. Седло укрепляют на лошади с помощью подпруг, для предупреждения сползания его вперед или назад служат два широкие ремня, один, наподобие шлеи, позади, второй, нагрудный ремень — впереди. He стесняя движения лошади, они должны предупреждать сдвиг седла с нормального для него положения.
Тщательная пригонка вьючного седла точно по лошади чрезвычайно важна, так как сколько бы ни закрепляли седло подпругами и вспомогательными ремнями, но если оно не лежит плотно на поверхности тела лошади, неизбежно его качание из стороны в сторону и сползание вперед или назад, что приводит к повреждению холки или спины.
Сбруя кавалерийской лошади

Правила вьюка. Основные правила, соблюдение которых необходимо при работе лошади под вьюком, следующие:
1) вес вьюка должен строго соответствовать грузоподъемности и типу лошади. Лошадь крупная, приспособленная для работы под вьюком, сможет нести больший груз, чем мелкая или неприспособленная для этого вида работы;
2) при расчете нагрузки необходимо принимать во внимание профиль и характер дороги;
3) вьюк должен быть расположен строго симметрично, так как в противном случае нарушается равновесие лошади, на поддержание которого потребуется дополнительная затрата энергии;
4) давление, производимое весом вьюка, должно равномерно распределяться на всю площадь опоры седла, иначе в местах, подверженных наибольшему давлению, могут образоваться наминки или побои. Вьюк должен быть прочно закреплен в седле;
5) наложение вьюка должно быть постепенным с обеих сторон, без резких толчков.