Запряжка в сельскохозяйственные машины и орудия

18.04.2015

Запряжка в плуг. Запряжку в одноконный плуг производят с помощью постромок, которыми скрепляют хомут с вальком. Постромки должны быть одинаковой длины. При неравной длине постромок лошадь будет больше везти одним плечом, вследствие чего потрет плечо и скорее устанет при работе. Длина постромок должна быть такая, чтобы лошадь могла свободно идти шагом. Практически длину постромок при запряжке в плуг, борону и другие сельскохозяйственные орудия определяют таким способом: натягивают постромку до моклока и от моклока до скакательного сустава. Это и будет соответствовать нормальной их длине. Для частичного переложения силы тяги па спину и поддержки хомута, в особенности, если он свободен, применяют легкую седелку. Длина одноконного валька должна быть такой, чтобы постромки не терли бока лошадн. Для лошадей более крупных и широких валек должен быть длиннее. В среднем его длина равна 75—100 см. При запряжке в плуг двух лошадей одна из них идет бороздой, другая по непаханному полю. Два одноконных валька в этом случае привешивают к одной общей ваге.
Трех лошадей в плуг можно запрячь двумя способами: первый способ — двух лошадей запрягают рядом, а третью впереди. При такой запряжке необходимо следить, чтобы постромки передней лошади не давили на шею и холку задней лошади.
Преимуществом этого способа запряжки является более равномерное распределение силы тяги третьей лошади; недостаток — некоторое затруднение в управлении третьей лошадью.
Второй способ — когда всех трех лошадей располагают рядом. Одна из них идет по борозде, а две — непаханным полем. Трехконный валек состоит из неравноплечей ваги. К длинному плечу ваги прицепляют одноконный валек, а к короткому концу — пароконный. Таким способом уравновешивается сила тяги одной и двух лошадей. Отношение плеч у тройной ваги равно одному к двум. Петлю с упряжным крюком закрепляют на ваге так, что две части ваги приходится на одну лошадь, а одна часть — на двух лошадей.
Четыре лошади можно запрячь рядом либо цугом по две пары. При запряжке цугом валек первой пары присоединяют к петле регулятора, валек второй пары — к регулятору с помощью каната или деревянной ваги. Недостаток такой запряжки состоит в том, что одна пара лошадей может работать за счет другой. Этот недостаток можно устранить припряжкой двух пар лошадей к крюку регулятора с помощью одной уравнительной цепи. В первом случае, когда каждая пара прикреплена к грядилю самостоятельно, при страгивании с места передней пары задняя вынуждена прилагать больше усилия и, наоборот, недостаточное усилие задней пары требует большего усилия передней. При запряжке с уравнительной цепью сила двух пар постоянно и равномерно действует на орудия.
Недостаток расположения четырех лошадей рядом заключается в том, что крайней правой лошади приходится идти по рыхлой, только что вспаханной почве и тратить усилие на свое передвижение.
Запряжка в машины и орудия, не имеющие ни оглобель, ни дышла производится по типу запряжки в плуг. Оглобли и дышла в сельскохозяйственных машинах рассчитаны для поддержки и поворотов машины. Для передачи тяги служат вальки и постромки. Основные правила при запряжке в дышла: 1) лошади должны идти параллельно дышлу, 2) хомуты должны лежать в перпендикулярной плоскости по отношению к дышлу. Не следует слишком коротко подтягивать дышловые ремни, так как это выводит из нормального положения хомуты, притягивает лошадь к дышлу, вследствие чего она вынуждена идти боком. Лучшее положение хомута и правильный ход лошади обеспечивается и тогда, когда хомут прикрепляют дышловыми ремнями не непосредственно к дышлу, а к валькам на конце дышла.