Запряжка в русскую сбрую

18.04.2015

При запряжке, лошади сначала надевают узду. При взнуздывании лошади зимой необходимо, прежде чем вводить удила в рот, хорошенько протереть с них иней и согреть в руке.
После узды надевают седелку. Наложив седелку, подтягивают подпругу с левой стороны настолько, чтобы она плотно лежала на мускулатуре холки и спины, не сползая при езде. Накладывать седелку, застегивать и расстегивать подпругу рекомендуется с левой стороны.
Затем надевают хомут со шлеей. Перед надеванием хомута необходимо тщательно осмотреть состояние хомутины и войлока, достаточно ли он чист, не сырой ли, одинакова ли длина гужей. При надевании хомута переворачивают его верхней частью вниз, а нижней, концами клещей — вверх, расправляют шлею и затем надевают хомут через голову на шею лошади. Надетый хомут поворачивают в нормальное для него положение, т. е. концами клещей вниз.
Поворачивание производят по ходу гривы (в самой узкой части шеи — у головы. Затем хомут помещают на место, расправляют и надевают шлею, из-под хомута вынимают гриву.

Запряжка в русскую сбрую

Надев сбрую, лошадь подводят к заранее подготовленной, хорошо смазанной повозке, заводят в оглобли и закладывают дугу Левый гуж накладывают па оглоблю снизу вверх, а правый — сверху вниз. Затем стягивают супонь, обводят ее 2 раза вокруг обоих клешей, свободный конец наматывают на правую руку и упором ногой затягивают до полного соединения клещей. При правильной затяжке хомут не должен во время движения лошади выдаваться вперед дуги или отходить сильно назад при удерживании воза с горы. Гужи закрепляют так, чтобы их в любой момент легко можно было укоротить или удлинить. Супонь затягивают так, чтобы дуга твердо стояла и перпендикулярном положении по отношению к оглоблям и не допускала больших колебаний хомута. Конец супони заделывают петлей, которую в любой момент можно легко распустить. Чересседельник подтягивают с правой стороны, охватывая им правую оглоблю снизу вверх. При правильно подтянутом чересседельнике хомут лежит па своем месте и не касается нижнего края шеи примерно на 1 см. Коней чересседельника завязывают на правой оглобле так, чтобы можно было легко развязать его в случае надобности. После этого подтягивают ii завязывают подбрюшник, обеспечивающий нормальное положение хомута и оглобель при быстром движении лошади. Повод подтягивается настолько, чтобы лошадь могла свободно двигать головой при работе. При большом весе воза повод делают длиннее. При легком весе и быстром движении лошадь несет голову выше, поэтому повод может быть короче. Наконец, пристегивают вожжи и на этом запряжку заканчивают. Правильная запряжка в русскую сбрую представлена на рисунке 94.
Русская запряжка может быть одноконной, пароконной и тронной.
При пароконной запряжке коренную лошадь запрягают в оглобли описанным способом. Вторая лошадь, расположенная с правой стороны — пристяжная, может работать в хомуте или в шорке с постромками. Постромки пристегивают к вальку, надетому на крючок пристяжки. Крючок укрепляется на повозке. Длина пристяжки должна быть такой, чтобы обеспечить свободное движение пристяжной лошади. Если пристяжка коротка, валек с постромками пристяжной лошади уходит влево, наружная правая постромка натирает правый бок и бедро лошади. При правильной парной запряжке постромки располагаются параллельно оглоблям, не прикасаются к бокам и задним конечностям и не стесняют свободные движения лошади.
Повод от узды пристяжной лошади привязывают к оглобле возле дуги. С правой стороны к удилам пристегивают одну вожжу.
При троечной запряжке третью лошадь располагают с левой стороны коренной, запрягая так же, как и при парной запряжке.
Запряжка в русскую сбрую

В зимнее время при глубоком снежном покрове на узких проселочных дорогах и в бездорожье движение пристяжных лошадей, расположенных по сторонам коренной, сильно затруднено. В таких условиях применяют запряжку цугом или гуськом. При этом типе запряжки пристяжных лошадей располагают не параллельно, а впереди коренной. Постромки от каждой пристяжной прикрепляют непосредственно к повозке. Крепление постромок не к повозке, а к оглоблям нарушает прямую линию силы тяги коренной. Работоспособность коренной лошади при этом снижается, так как ей приходится помимо усилия на передвижение повозки с грузом затрачивать энергию на преодоление вредного действия разложения силы тяги. Для запряжки цугом нужно подбирать энергичных, со спокойным темпераментом пристяжных лошадей, и подготавливать их специальной выездкой. В противном случае вследствие большой длины постромок, отсутствия жесткого крепления с повозкой и затрудненности управления пристяжными лошадьми наибольшая часть тяжести падает на коренную лошадь, при малой помощи пристяжных.
Запряжка в русскую сбрую

Запряжка без дуги. Запряжка без дуги может быть оглобельной и дышловой. При одноконной оглобельной запряжке оглобли, которые служат в основном для придания правильного направления движению повозки, к хомуту крепят ремнями. Постромки, идущие от хомута, привязывают к вальку, укрепленному на передке повозки. Тяговое усилие лошади, направленное па передвижение повозки, передается через постромки.
При парной оглобельной запряжке без дуги пристяжную лошадь располагают как обычно с правой стороны. При троечной запряжке пристяжных лошадей располагают по обеим сторонам коренной. Этот тип запряжки обычно применяют в городском грузовом транспорте.
Дышловая запряжка. В южных и западных областях и республиках бывш. СССР имеет широкое распространение дышловая запряжка. Дышло крепится в центре передка повозки, Оно служит для придания нужного направления движению повозки, ее поворачивания и удержания при спусках с горы. Постромки прикрепляют к вальку. При дышловой запряжке обычно запрягают пару лошадей с правой и левой стороны дышла. Хомут при дышловой зaпряжке не имеет гужей. Вместо гужей к отверстиям плещем крепятся кожаные мочки или петли, от которых вперед отходит дышловый ремень, а назад постромки.
Порядок запряжки следующий: надевают узду, затем Хомут со шлеей, ставят лошадь с правой или левой стороны повозки, в зависимости от положения лошади в запряжке; надевают концы постромок на валек, дышловыми ремнями фиксируют положение хомута и натяжение постромок. При правильной дышловой запряжке хомут находится в перпендикулярном по отношению к дышлу положении. Такое положение лучше обеспечивается с помощью специального валька на переднем конце дышла, к концам которого крепят дышловые ремни. При неправильном положении хомута нередко происходят наминки, нагнеты и потертости в области гребня шеи, лопатки и плеча. Поэтому на правильное положение хомута при данном типе запряжки необходимо обращать серьезное внимание.
Седелку, чересседельник и подбрюшник при дышловой запряжке не применяют, хомут при дышловой запряжке должен быть меньше, чем при дуговой, без запаса на подтягивание чересседельником.
При четырехконной дышловой запряжке по бокам коренных лошадей с правой и левой стороны помещают пристяжных.