Работа лошади

18.04.2015

Работой называется произведение силы на путь. Силу, которую лошадь затрачивает на передвижение повозки с грузом, сельскохозяйственного орудия или машины, принято называть тяговым усилием.
Тяговое усилие измеряют в килограммах, а пройденный лошадью в течение рабочего дня путь — в метрах.
Работа лошади выражается в килограммометрах.
Величину тягового усилия, затрачиваемого лошадью на передвижение повозки с грузом или орудия, в которое она впряжена, определяют либо с помощью специального прибора-динамо-метра, либо путем пересчета.
Простейший динамометр состоит из пружины, изогнутой в виде продолговатого кольца, циферблата и стрелки. Нa циферблате нанесены деления в килограммах. При растяжении пружины под действием тягового усилия лошади стрелка, соединенная с концом пружины, показывает величину тягового усилия. Достоинством этого динамометра является простота его устройства, простота обращения с ним и быстрое получение результатов измерения. Недостатком является отсутствие механической записи величины тягового усилия.
Академик В.П. Горячкин создал динамометр более совершенной системы. Динамометр системы Горячкина одновременно с измерением тягового усилия автоматически записывает его величину.

Работа лошади

В результате измерения тягового усилия с помощью самопишущего динамометра получается документальная запись в виде кривой, по которой можно судить о величине тягового усилия на отдельных участках пути.
Перед началом работы с динамометром необходимо проделать следующее:
1. Определить калибр пружины динамометра, т. е. силу, необходимую для ее сжатия или растяжения на 1 мм, выраженную в килограммах.
Калибрирование производят следующим образом: закладывают в динамометр бумагу, подвешивают его на уровне примерно метра полтора от пола. Приводят в рабочее состояние карандаши, т. е. ставят их в такое положение, чтобы они имели упор на бумагу и были строго на одной линии. Затем навешивают необходимый груз и пускают динамометр с таким расчетом, чтобы карандаш прочертили 2—3 см на бумаге; динамометр останавливают, прибавляют груз и снова пускают, и так до тех пор, пока не будут испытаны все необходимые нагрузки.
2. Зарядить динамометр чистой бумагой.
3. Очинить остро карандаши и поставить их строго на одной линии с упором на бумагу.
4. Завести часовой механизм динамометра.
5. Поместить динамометр между вальком и повозкой или орудием с таким расчетом, чтобы все усилия по передвижению повозки передавались на пружины динамометра.
6. Записать на бумаге динамометра дату измерения, вес повозки с грузом, систему повозки, машины или орудия (смотря во что запряжена лошадь), качество дороги и ее состояние, кличку лошади.
Когда вся подготовительная работа проделана, пускают динамометр и проезжают по избранному участку. Во время измерения тягового усилия фиксируют скорость движения с помощью секундомера.
Полученную кривую обрабатывают с помощью планиметра, в результате чего получают среднюю ординату, показывающую величину среднего сжатия и растяжения пружины. По средней ординате и калибру пружины определяют величину тягового усилия.
Определив тяговое усилие, с которым работает лошадь, и зная величину пройденного ею пути, можно легко определить величину механической работы, произведенной лошадью в течение рабочего дня.
Величина пройденного пути зависит от скорости движения и времени работы. Скорость движения зависит от величины тягового усилия. Наивысшую скорость движения быстрыми аллюрами лошадь развивает при наименьшем тяговом усилии. Наивысшую грузоподъемность она показывает при движении шагом.
Для каждой лошади существует нормальное, или оптимальное, тяговое усилие, при котором она в течение рабочего дня не снижает производительности и при нормальной скорости движения не переутомляется. Оптимальное тяговое усилие зависит от внутренних и внешних качеств лошади, функционального состояния ее организма, степени тренированности, живого веса и т. п.
Наибольшая зависимость тягового усилия наблюдается от живого веса лошади. Чем крупнее лошадь, чем больше ее живой вес, тем больше величина оптимального тягового усилия. Лошади мелкие, небольшого живого веса, как правило, способам к проявлению меньшего тягового усилия.
Многочисленными опытами установлено, что оптимальное тяговое усилие для лошадей различных типов колеблется и пределах от 12 до 15% от их живого веса. Для лошадей очень крупных оно равно 12%, для средних — 13—14%, для мелких — 15%. К определению нормального, или оптимального, тягового усилия нельзя подходить механически, основываясь лишь на живом весе. Только всесторонний анализ состояния лошади и учет всех факторов, влияющих на ее работоспособность, дает возможность правильно определить оптимальное для нее тяговое усилие и установить нормальную нагрузку при работе.
Если фактическое тяговое усилие, с которым работает лошадь, больше оптимального, лошадь быстрее утомляется, в связи с чем работоспособность снижается. Если оно меньше оптимального, то при работе медленными аллюрами сила лошади не будет полностью использована, производительность при этом уменьшается.
При отсутствии динамометра величину фактического тягового усилия можно определить путем пересчета по коэффициенту сопротивления и весу повозки с грузом.
Мощность лошади. Под мощностью понимают работу в единицу времени. Мощность двигателей измеряют в лошадиных силах.
Одной лошадиной силой считают работу, равную 75 кг/м в секунду. Формула мощности имеет следующий вид
Работа лошади