Русская тяжеловозная порода лошадей

16.04.2015

Русская тяжеловозная порода создана в России путем отбора лучших, хорошо акклиматизировавшихся представителей арденских лошадей и скрещивания их с першеронами, рысаками.
Ввоз в Россию арденов начали в шестидесятых годах прошлого столетия. К 1900 г. арденские жеребцы составляли около 35% всех тяжеловозных жеребцов госконюшен. Такой успех арденов объяснялся их небольшими размерами и нетребовательностью к корму. При скрещивании местных лошадей с арденскими жеребцами не происходило увеличения роста помесей, но помеси приобретали силу и хорошие движения на шагу и рыси, свойственные арденским лошадям.
При выведении русского тяжеловоза применяли инбридинг на наиболее ценных производителей.

Русская тяжеловозная порода лошадей

Ведущее значение в создании русской тяжеловозной породы имел Чесменский и Дубровский конные заводы.
Кормили лошадей преимущественно грубыми кормами.
Русский тяжеловоз имеет все черты экстерьера лошадей тяжелых пород, по в уменьшенных размерах, и более сухую конституцию. Он характеризуется небольшим ростом; массивным телосложением; удлиненным, глубоким туловищем на коротких достаточно сухих с хорошими суставами конечностях; средней, широкой во лбу, с прямым или вогнутым профилем, головой; короткой, массивной шеей; низкой широкой мускулистой холкой; длинной, часто мягкой спиной; хороню выраженной поясницей; свислым крупом. У задних конечностей встречается саблистость, иногда прямой скакательный сустав.
Преобладающие масти: рыжая разных оттенков, рыже-чалая, гнедая.
Русская тяжеловозная порода лошадей

Живой вес русского тяжеловоза составляет в среднем от 500 до 550 кг. Для селекционной работы с породой выделено три основных типа лошадей: ново-александровские, уральские и утяжеленные. Hовоалексaндровские лошади некрупные, достаточно массивные, сухие, гармоничного телосложения с некоторой растянутостью спины; они обладают хорошим шагом и рысью. Представители этого типа — лошади из линий: Караула, наиболее широко использованного при выведении породы, Ларчика, Поденщика с очень ценным продолжателем — Ломтиком.
Уральский тип русского тяжеловоза создан в более суровых природных, но лучших кормовых условиях. Лошади этого типа имеют большую величину. По экстерьеру они отличаются высоким выходом шеи, лучшей линией верха, хорошо развитым костяком.
Утяжеленный тип русского тяжеловоза сложился в улучшенных условиях кормления и использования в Уральском заводе. Родоначальниками лошадей этого типа были арденский жеребец Канитэн и его сыновья Сорванец и Сумрак. Лошади этого типа крупные, грубоватые, несколько сырые, костистые, с правильной спиной.
Лошади русской тяжеловозной породы отличаются долголетием и хорошем плодовитостью: в Уральском заводе получают 90 жеребят от 100 кобыл.
Чемпион породы на BCXB 1954 г. жеребец Миллион, вес 675 кг (Лиман — Манера), в трехлетием возрасте вывез груз 4 000 кг на расстояние 125 м.
Уральский и Куединский заводы являются передовыми по выращиванию русского тяжеловоза. В заводах лошади обеспечены разнообразными кормами. Жеребые кобылы получают в сутки: овса 3—4 кг, жмыха 1 кг, сена клеверного К) кг, злаковою 5 кг, соломы яровой 2 кг, моркови 2 кг. Организовано полноценное кормление молодняка, отъемыши получают сена 6—7 кг, овса 3—4 кг, моркови 2—3 кг. Производят систематический тренинг молодняка с возрастающим тяговым усилием. Двухлетки завода легко проходят рысью с грузом 500 кг 2 000 м за 5 мин. 13 сек. Конюх Л.П. Макаров вырастил в 1952 г. от 158 кобыл 121 жеребенка, в 1953 г. — от 116 кобыл 108 жеребят.
Лошадей русской тяжеловозной породы используют для улучшения мелких лесных пород — полесской, вятской, печорской, приобской и в Закавказье — местной лошади.