Влияние стрессов на продуктивность свиней

15.04.2015

Наблюдения за предрасположенностью свиней к стрессам позволили сделать вывод о том, что этот признак связан с рецессивными генами, а селекция на повышенную мясность туш и снижение толщины шпика привела к физиологической нестабильности животных. Увлекаясь хозяйственно полезными (количественными) признаками, селекционеры долгое время не уделяли внимания отбору стресс-устойчивых животных. Это произошло еще и потому, что отсутствуют точные экспресс-методы определения устойчивости к стрессам. Однако замечено, что наиболее чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов животные с укороченным туловищем, чрезмерно развитой мускулатурой и очень тонким слоем шпика на спине. У них чаще наблюдается дрожание конечностей (в области лопаток), а при убое обнаруживается бледный цвет мяса.
Стресс, вызывая повышенную секрецию адреналина, приводит к образованию молочной кислоты при расщеплении гликогена печени в условиях недостаточного снабжения кислородом. При стрессе перед убоем ухудшается качество мяса. Для него характерны низкая pH, бледная окраска, интенсивное отделение сока и разрушение структуры. Такому мясу присущ порок PSE (бледная, мягкая, экссудативная свинина).
Бледная окраска мяса сама по себе не является недостатком, но редко все мышцы бывают обесцвечены в равной степени. Многие отруба имеют окраску различной интенсивности. Такая «пятнистость» делает мясо непривлекательным, особенно в расфасованном виде. С экономической точки зрения гораздо большим недостатком является водянистость мышц. Так называемое водянистое мясо теряет способность связывать воду. Это может привести к значительной потере массы, а полученное мясо оказывается менее пригодным для переработки, особенно в консервной промышленности.
К стрессам, ухудшающим качество мяса после убоя свиней, прежде всего следует отнести физические и психические нагрузки перед убоем, длительность и характер транспортировки и повышенный температурный режим окружающей среды. Наиболее подвержены стрессу свиньи пород пьетрен бельгийский и датский ландрас. Повышение температуры тела, частоты пульса и дыхания у животных перед убоем сопровождается появлением порока мяса PSE.
Острый стрессовый синдром у поросят породы пьетрен возникает вследствие наступающего метаболического ацидоза. Одновременно происходит разрушение АТФ и выход в ткани большого количества воды, что обусловливает появление «водянистой свинины». У животных этой породы повышено содержание креатинфосфокиназы. Считается, что эта особенность наследуется. Однако появление светлой, мягкой и водянистой свинины (PSE), как и темной, твердой, сухой (DFD), объясняется проявлением синдрома плохой адаптации свиней. Это явление, по-видимому, связано с неспособностью эндокринной системы нормально функционировать в изменившихся условиях организма, наступивших в процессе селекции животных на мясность. Многие мясные породы свиней характеризуются целым рядом конституциональных особенностей: недостаточностью сердечно-сосудистой, гормональной, вегетативно-нервной систем, неудовлетворительной способностью транспортировки кровью кислорода, ограниченной способностью терморегуляции.
Предрасполагающими факторами для появления палевой и мажущейся свинины являются нахождение животных с высокими показателями мясности в стрессовых условиях перед убоем, кормление несбалансированными рационами и недостаток в них витамина E и селена.
Технологические стрессы начинают воздействовать на организм животных с момента отъема поросят от матерей и далее при их перемещении и формировании в новые производственные группы. Изучение взаимосвязи технологических стрессов и продуктивности показало, что единичный стресс-фактор практически не влияет на нее. Комбинированное двухфакторное воздействие снижает продуктивность на 3—5, а трехфакторное — на 7—10%. Это подтверждается и увеличением расхода корма на 1 кг прироста у поросят после отъема. Смешивание поросят после отъема в возрасте 3—4 недель наиболее отрицательно сказывается на тех из них, которые к отъему имели массу менее 4,5—5 кг, причем животные, отнятые от матерей в 30 дней, меньше предрасположены к стрессу, чем более взрослые.
Изучая возрастные особенности роста и морфологического состава крови поросят при их отъеме в 10, 30 и 60 дней, установили, что отъем в 30-дневном возрасте не оказывает отрицательного влияния на их развитие, а также на морфологический состав крови. При отъеме же в 10-дневном возрасте отмечено снижение гематологических показателей, и оно более выражено до 2-месячного возраста животных, что совпадало с заметным отставанием их в росте. В процессе дальнейшего онтогенеза животных показатели роста и морфологический состав крови постепенно выравниваются и уже с 3-месячного возраста существенных различий у поросят раннего и обычного сроков отъема не отмечается.
Во время стресса с усилением выделения адреналина и кортикостероидных гормонов при одновременном снижении количества натрия возникают пищеварительные расстройства у поросят, они заболевают диспепсией. Опыт ряда хозяйств подтверждает, что нецелесообразно совмещать отъем поросят с переводом в новое помещение. Лучше всего удалять свиноматок в другое помещение и выращивать поросят в прежнем логове до 4 месяцев, а затем переводить их в помещения для откорма.
Перегруппировка животных после отъема становится опасной из-за проявления психического стресса, повышенной агрессивности, увеличения числа драк и травматических повреждений кожи, что является предпосылкой для возникновения каннибализма.
Проведенные на 3 тыс. голов наблюдения убедительно показали, что при выращивании свиней в одном станке от рождения до убоя подсвинки достигали убойной массы на 23 дня раньше, чем при обычной системе, когда поросят перегоняли после отъема. Один перегон с перегруппировкой животных удлинял срок откорма на 7 дней, а два-три перегона — на 2—3 недели.
Сейчас исследователи изучают технологическую возможность выращивания поросят-отъемышей гнездовым методом, ведут поиск оптимальных размеров групп и использования транквилизаторов для смягчения действия стресс-факторов. Скорость роста животных при гнездовом выращивании возрастает на 10—15%, а затраты корма на прирост живой массы снижаются на 8—12%. Этот способ содержания весьма перспективен, особенно при мелкогрупповом (по 10—12 голов) размещении поросят-отъемышей.
Конечно, в свинарниках при этом потребуется в 2 раза больше поперечных перегородок, чем при содержании 25 поросят в станке, и на это необходимо будет произвести разовые затраты. Вместе с тем в небольших сообществах всегда стабильнее психологическая обстановка, меньше драк и вытеснений у кормушки, в логове чище, а среднесуточные приросты животных и оплата корма продукцией выше. Так что, сэкономив один раз на строительстве, можно в течение эксплуатации помещения ежегодно терять тысячи рублей за счет недобора продукции.
Среди стрессоров, влияющих на продуктивность свиней, немаловажно значение микроклиматических факторов. Наиболее сильное влияние на проявление жизненных процессов в их организме оказывает температурно-влажностный режим животноводческих помещений. Процесс теплорегуляции у свиней осуществляется благодаря деятельности ряда органов и систем организма, которые объединяются, интегрируются корой головного мозга.
Неблагоприятные условия содержания связаны не только с нарушением процессов роста и развития, но и с глубокими иммунобиологическими изменениями, вызывающими предрасположение к снижению естественной сопротивляемости и возникновению заболеваний.
Систематическое возникновение стрессовых ситуаций в конечном итоге ухудшает общую резистентность и иммунологическую реактивность животных, у них нарушается сложившийся ритм обмена веществ. Поэтому следует учитывать, что даже вакцинированные животные, постоянно подвергающиеся нагрузкам, могут оказаться восприимчивыми к болезням. Это происходит вследствие замедления ферментативных процессов и угнетения иммуногенеза, влияющих на сроки формирования иммунитета и его напряженность.
У свиней, помещенных для выращивания в условия, близкие к естественным, в процессе приспособления к окружающей среде происходят изменения в сторону усиления защитных функций. Физические стрессоры, связанные с температурно-влажностным и газовым режимом среды обитания, отрицательно влияют на состояние здоровья и продуктивность поголовья, особенно резкие колебания температуры, если даже они происходят в зоне температурного комфорта — 14—25°C (т. е. когда организм затрачивает минимальное количество энергии на поддержание температуры тела). Если температура среды меняется постепенно, организм успевает адаптироваться, если резко, то это вызывает стрессовую реакцию. Особенно чувствительны к колебаниям температуры молодые и новорожденные животные, так как зона температурного комфорта у них значительно уже и составляет всего 1—2°С. Снижение температуры среды не только приводит к уменьшению прироста живой массы, но и повышает расход энергии на поддержание постоянной температуры тела.
Во время охлаждения в организме происходит снижение уровня гематокрита, увеличивается общий объем крови, учащается частота сердечных сокращений. Однако адаптационные механизмы у свиней на снижение температуры срабатывают с меньшим ущербом и угнетением физиологических процессов в организме, чем при повышении температуры среды. Если она увеличивается на 5—10°C от зоны комфорта, угнетается функциональная активность всех жизненно важных органов, возрастает потеря натрия, калия и кальция, выводимых из организма со слюной, мочой, потом и т. д. В результате недостаточного использования сахара крови ухудшается снабжение тканей организма углеводами, уменьшается содержание кислот в крови. Тепловой стресс перед убоем ухудшает качество мяса, а недостаточное поступление в кровь сосудорасширяющих гормонов коры надпочечников приводит к сужению капилляров мышц, в них накапливается тепло и молочная кислота, которые обуславливают частичную денатурацию, бледность, дряблость и водянистость мышечной ткани. Во время теплового стресса наступает компенсированный респираторный алкалоз, в венозной крови повышается порциальное давление кислорода, усиливается активность ферментов, увеличивается концентрация глюкозы и значительно уменьшается число эозинофилов.
Содержание животных при высокой температуре замедляет образование кислот в желудке, повышает концентрацию аскорбиновой кислоты в тканях надпочечников.
На величину pH желудочного сока влияют температура и корма, и помещения. Самая низкая ферментативная способность желудочного сока отмечается при даче животным корма температурой 5—10 и 15—20°С. При температуре в помещении 16—20 и 10—20°С переваривающая способность желудочного сока выше, чем при температуре 20— 25°C.
Высокая температура (32°С) в период ранней супоросности даже в течение 24 ч приводит к увеличению эмбриональной смертности. Матки особенно чувствительны к повышенным температурам в первую и третью недели супоросности. При содержании ежедневно в течение 6 недель при температуре 34°C у хряков значительно уменьшается количество спермопродукции, снижается качество семени. Подвижность сперматозоидов уменьшается на 50% по сравнению с контролем, наблюдается аутоагглютинация живчиков, снижается их переживаемость. Исследования эффективности такого осеменения показывают, что использование хряков-производителей, подверженных тепловому стрессу, приводит к снижению их оплодотворяющей способности и уменьшению размера гнезда.
При определении оптимальных условий содержания необходимо учитывать назначение животных. Тем из них, которых используют в течение длительного времени для племенной работы, необходимо создавать условия, близкие к естественным. Такой режим полезен для здоровья, так как он ведет к тренировке теплорегулирующих механизмов и вместе с тем к закаливанию. Для животных, которых выращивают в течение относительно короткого времени (товарное поголовье для сдачи на мясокомбинат), целесообразно создавать постоянный оптимальный микроклимат и условия, отвечающие комфортному состоянию, так как критерием для их оценки выступают прирост живой массы и оплата корма.
Полноценное кормление является самым основным фактором внешней среды, который оказывает влияние как на строение, функции организма и его продуктивность, так и на устойчивость к неблагоприятным условиям. Кормовые стрессы играют большую роль в патогенезе колиэнтеротоксемии. Желудочно-кишечные заболевания у свиней чаще появляются в осенне-зимний период. Расстройство функций органов пищеварения, как правило, сопровождается диареей, отказом от корма, ослаблением общего состояния, шаткой походкой, повышением температуры тела. Результаты опытов и наблюдений, проведенных непосредственно в хозяйствах, показали, что причиной периодического возникновения массовых желудочно-кишечных заболеваний у свиней является выделение вирулентного штамма кишечной палочки, что свидетельствует о действии стрессовых факторов на их организм и приводит к дисбактериозу и повышению вирулентности кишечной палочки.
Возникновению кормовых стрессов способствуют погрешности в кормлении (резкий переход от одного типа кормления к другому, несбалансированность рационов по питательным веществам, холодные жидкие корма и т. д.). Уменьшение количества белка в рационе ниже нормы приводит к ослаблению его иммунобиологической реактивности. От обильного кормления возникают и развиваются отеки, изменяется микрофлора кишечника. Как правило, опасность этого заболевания возрастает при воздействии на организм других стресс-факторов.
Возникновение у свиней язв желудка и пищевода многие специалисты связывают со стрессами во время перемещения животных, сменой рациона, нарушением режима кормления. Вместе с тем многие исследователи приводят данные, свидетельствующие о том, что в предотвращении кормовых стрессов и тяжелых последствий в организме ведущая роль принадлежит белковому составу рационов. Одной из причин стрессов в свиноводстве становятся плановые профилактические мероприятия, проводимые ветеринарными специалистами начиная с первых дней жизни поросят. Это прежде всего инъекции железосодержащих препаратов против анемии, скусывание клыков и удаление хвостов, кастрация и вакцинация поголовья и т. д. Только после двукратной вакцинации против чумы и рожи масса каждого животного снижается на 2—2,5 кг, а обработка племенных животных против ящура на 3 месяца нарушает качество спермопродукции, что выражается в уменьшении процента живых и увеличении количества ненормальных сперматозоидов, угнетении их подвижности, учащении ауто-агглютинации живчиков, снижении количества семени. По-этомy лучше всего для профилактики различных заболеваний создавать оптимальные условия содержания и кормления животных и добиваться высокой эффективности дезинфекционных обработок.
Ho так как большинство ветеринарно-санитарных мероприятий проводить необходимо и в ближайшие годы заменить их будет нечем, следует разрабатывать приемы введения ассоциированных вакцин и комплексных прививок. Комплексная иммунизация позволит организму формировать достаточно стойкий иммунитет на несколько одновременно введенных антигенов, а количество стрессовых воздействий на животных при этом уменьшится. В последние годы стали применять аэрозольный способ введения лекарственных препаратов в организм. Кроме высокой эффективности обработки и снижения затрат труда на ее проведение, этот прием дает и уменьшение стрессового воздействия на организм. Поиском антистрессовых обработок животных заняты ученые многих стран: проверяются методы вакцинации при введении препаратов с питьевой водой, кормом и др.
Среди многообразия стрессовых факторов, воздействующих на свиней, следует особо выделить так называемый транспортный стресс. Возрастание процента выбраковки родительского поголовья из-за напряженной эксплуатации свиней в промышленных комплексах предполагает увеличение закупок племенных животных. Развитие межхозяйственных связей на уровне районов, краев, областей, республик, государств значительно повышает количество перевозок, дальность транспортировки поголовья. Потери от транспортных стрессов складываются за счет снижения массы тела, ухудшения качества мяса, необходимости после этого длительно восстанавливать воспроизводительные функции, гибели животных. Критические моменты транспортировки — погрузка и разгрузка, когда стресс-фактор действует особенно сильно.
Во время перевозки на животных действует сразу несколько раздражителей, при этом не все они обладают одинаковой способностью к адаптации, и ведущая роль в этом принадлежит нервной системе. Для некоторых особей эти раздражители оказываются настолько сильными, что наступает стадия истощения, сопровождающаяся различными изменениями в организме. У свиней возникает так называемая транспортная лихорадка. При этом наблюдаются депрессия, угнетение аппетита, кашель, затрудненное дыхание, понос, повышение температуры тела. Животные откаЗЫваются от пищи и воды. Течение этого заболевания носит индивидуальный характер, а степень его проявления зависит от продолжительности воздействия стресса.
Наиболее подвержен отрицательным воздействиям транспортного стресса молодняк. Животные сильно беспокоятся, они агрессивны, а порой угнетены, повышаются рефлекторная чувствительность, тонус поперечнополосатых мышц, развиваются тахикардия, гипотония. Резко снижаются резистентность организма и барьерные функции печени и селезенки, при этом активизируется патогенная микрофлора органов дыхания и пищеварительного тракта, подавляется секреторная и ферментная деятельность. Животные на чрезвычайные воздействия реагируют мобилизацией углеводных, жировых, минеральных и витаминных ресурсов организма. В результате в кровь поступают легкосгораемые энергетические материалы (глюкоза, жирные кислоты), ведущие к повышенному расходованию энергии.
При перевозке на автомашинах за 2 ч свиньи теряют около 1,5% живой массы; при перевозке в течение 24 ч потери составляют около 4,0%, 48 ч — 7,4, в течение 2—3 дней — 7—8%. Даже в странах с хорошо развитым свиноводством не удается избежать гибели свиней при перевозках. Так, в Англии, Франции и ФРГ смертность поголовья составляет 1—1,5%, причем повышается она в летние месяцы, особенно в дневные часы.
Зачастую потери при перевозках бывают вызваны отсутствием специального транспорта, из-за чего животные обмораживаются и замерзают в зимние месяцы и получают тепловые удары летом. Скученность поголовья в транспорте становится еще более опасной в период многочасовых задержек с выгрузкой на мясокомбинатах и других пунктах конечного назначения. Высокая скорость движения, резкие остановки в неудобной для животных обстановке наносят поголовью и чисто физические повреждения, вплоть до разрыва связок и перелома конечностей.
Очень важно выявить предрасположенных к стрессу животных для отбора на племя стресеустойчивых особей, а также для специальной профилактической обработки. Однако надежных экспресс-методов для распознавания животных в различных стадиях стресса в настоящее время практически нет. Существующий метод определения стресс-чувствительности свиней при помощи реакции на галатан довольно трудоемкий и применяется далеко не везде.


Добавить комментарий
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: